Интервал между буквами и строками: Стандартный Средний Большой

Свернуть настройки Шрифт: Arial Times New Roman

Общие положения

В соответствии с Положением о Департаменте лесного комплекса Тюменской области, утвержденным постановлением Правительства Тюменской области от 09.07.2007 № 153-п, Департамент лесного комплекса Тюменской области (далее — Департамент) осуществляет федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации.

Структурным подразделением Департамента, на которое возложены полномочия по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), является управление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны).

Также правом осуществлять федеральный государственный лесной надзор наделено подведомственное Департаменту государственное учреждение — государственное казенное учреждение Тюменской области «Тюменское управление лесами» (далее — ГКУ ТО «Тюменьлес»).

По состоянию на 31.12.2019 количество должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), составило 219 штатных единиц, фактически федеральный государственный лесной надзор осуществляло 216 человек.

При осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) государственные лесные инспекторы руководствуются положениями нормативных правовых актов в области государственного контроля (надзора), лесного законодательства, административного производства и иными.

Обобщение и анализ правоприменительной практики при осуществлении федерального государственного лесного надзора проведены в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон N 294-ФЗ), а также в соответствии с приказом Департамента от   21.12.2018 № 201 «Об утверждении Программы профилактики правонарушений обязательных требований законодательства».

Правоприменительная практика организации и осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в лесах Тюменской области

1.1. Организация и проведение проверок

Проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в рамках осуществления федерального государственного лесного надзора должностными лицами Департамента проводятся в форме плановых и (или) внеплановых проверок.

Плановые проверки проводятся на основании и в соответствии с утверждаем Департаментом на очередной год ежегодными планами проведения плановых проверок (далее — Планы проверок).

Планы проверок разрабатываются и утверждаются в соответствии с требованиями статьи 9 Закона N 294-ФЗ и Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489.

При разработке Планов проверок учитываются особенности организации и проведения в 2019–2020 годах плановых проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) в отношении субъектов малого предпринимательства, установленные статьей 26.2 Закона N 294-ФЗ.

В 2019 году в Планы проверок юридические лица, индивидуальные предприниматели, отнесенные в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства, не включались и плановые проверки в отношении указанных лиц не проводились.

В соответствии с требованиями статьи 7.2 Закона N 294-ФЗ План проверок на 2019 год был размещен на Официальном портале органов государственной власти Тюменской области.

В 1 полугодии 2019 года запланировано проведение 7 плановых проверок в отношении юридических лиц, по состоянию на 01.07.2019 проведено 5 плановых проверок, 2 плановые проверки не проведены, составлены акты о невозможности проведения проверок. Всего в 2019 году запланировано проведение 11 плановых проверок.

В 1 полугодии 2019 года проведено 3 внеплановых проверки по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ (истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований).

Срок проведения каждой из проверок (плановой, внеплановой) не превышал двадцать рабочих дней.

Плановые проверки проводились в месяц, указанный в Плане проверок.

В соответствии с пунктом 74 Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного приказом Минприроды России от 12.04.2016 N 233, внеплановая проверка по исполнению ранее выданного предписания об устранении нарушений обязательных требований (далее — предписание) проводилась в течение 15 рабочих дней с момента истечения срока устранения нарушения, установленного предписанием.

Нарушений сроков, установленных требованиями Закона N 294-ФЗ, при проведении проверок (плановых, внеплановых) в 1 полугодии 2019 года не допущено.

В соответствии с частью 11 статьи 9 и частью 4 статьи 10 Закона N 294-ФЗ плановые и внеплановые проверки государственными лесными инспекторами проводятся в форме документарных проверок и (или) выездных проверок.

В 1 полугодии 2019 года плановые, внеплановые проверки проводились государственными лесными инспекторами в форме выездных проверок.

При организации и проведении проверок соблюдены основные принципы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), установленные статьей 3 Закона N 294-ФЗ.

Грубых нарушений при организации и проведении проверок (плановых, внеплановых), установленных частью 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ, влекущих отмену результатов проверки, государственными лесными инспекторами в 2019 году не допущено. Заявления об обжаловании действий (бездействия) Департамента либо его должностных лиц в отчетном периоде в Департамент не поступали.

Результаты проверок государственными лесными инспекторами оформлялись в соответствии с требованиями, установленными статьей 16 Закона N 294-ФЗ.

Непосредственно после завершения проверки государственными лесными инспекторами оформлялся акт проверки в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.

В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, государственными лесными инспекторами, проводившими проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, принимались меры, предусмотренные статьей 17 Закона N 294-ФЗ.

Предписания об устранении обязательных требований в рассматриваемом периоде не выдавались.

Информация о плановых и внеплановых проверках государственными лесными инспекторами вносится в федеральную государственную информационную систему (АИС) «Единый реестр проверок» в сроки, установленные Порядком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 N 415.

1.2. Организация и проведение мероприятий по контролю в лесах

Государственными лесными инспекторами проводятся следующие мероприятия по контролю в лесах:

— патрулирование лесов;

— плановые (рейдовые) осмотры, обследования лесных участков.

Указанные мероприятия по контролю в лесах проводятся без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Патрулирование лесов проводится на основании приказов Департамента о проведении мероприятий по контролю (патрулирования в лесах) в соответствии с утверждёнными графиками и маршрутами патрулирования лесов.

Кратность патрулирования лесов увеличивается в период пожароопасного сезона с учетом классификации природной пожарной опасности лесов и пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды.

В 1 полугодии 2019 года государственными лесными инспекторами проведено 3,8 тыс. мероприятий по контролю в лесах.

Плановые (рейдовые) осмотры лесных участков не проводились.

1.3. Работа с заявлениями и обращениями граждан,

содержащими сведения о нарушении обязательных требований,

причинении вреда или угрозе причинения вреда охраняемым

законом ценностям.

Рассмотрение обращений (заявлений) граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о нарушениях обязательных требований, совершенных в лесах осуществляется в том числе с учетом требований Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Основная часть обращений, поступивших в Департамент, содержала информацию о незаконных рубках лесных насаждений, неудовлетворительном состоянии лесов.

1.4. Привлечение лиц, допустивших нарушения требований лесного законодательства, к предусмотренной законодательством ответственности  

В целях привлечения лиц, совершивших нарушения обязательных требований, уполномоченными должностными лицами возбуждаются и рассматриваются дела об административных правонарушениях.

Кроме того, рассматриваются дела об административных правонарушениях, возбужденные иными органами (в большинстве случаев это дела, возбужденные военными прокурорами).

В 1 полугодии 2019 года возбуждено 528 дел об административных правонарушениях, 10 дел об административных правонарушениях поступили из иных органов. Всего рассмотрено 510 дел об административных правонарушениях (с учетом дел, возбужденных в 2018 году).

Основное количество дел об административных правонарушениях возбуждены государственными лесными инспекторами по результатам проведенных ими патрулирований лесов.

В 1 полугодии 2019 году выявлено 653 нарушения.

Наиболее часто допускаемыми нарушениями требований лесного законодательства являются нарушение правил пожарной безопасности в лесах (139), нарушение правил использования лесов (55).

Всего привлечено к административной ответственности 493 лица, из них 391 лица — граждане (79,3%), 14 лица — должностные лица (2,8 %), 88 — юридические лица (17,8%).

Наложено административных штрафов на сумму 4,3 млн руб., из них взыскано 2,2 млн руб., или 51 % от общей суммы наложенных штрафов.

При рассмотрении дел об административных правонарушениях применяются положения:

статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) о назначении административного штрафа в размере менее минимального размера, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) Особенной части КоАП РФ;

статьи 4.1.1 КоАП РФ о замене административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение (в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, а также их работников за впервые совершенное административное правонарушение).

В целях обеспечения устранения нарушений требований лесного законодательства в адрес лиц, допустивших указанные нарушения, выдавались требования об устранении таких нарушений.

Всего в 1 полугодии 2019 года государственными лесными инспекторами выдано 147 требований.

По выявленным фактам незаконной рубки лесных насаждений в правоохранительные органы направлено 109 материалов, по 90 — уголовные дела возбуждены. К уголовной ответственности по статье 260 Уголовного кодекса РФ (незаконная рубка лесных насаждений) привлечено 32 физических лица.

Для взыскания ущерба, причиненного лесам и лесным насаждениям нарушением лесного законодательства, Департаментом в рамках досудебного урегулирования споров предъявлено 46 претензий на сумму 7,5 млн. руб., добровольно оплачено 40 претензий на сумму 0,9 млн. руб., направлено 19 исков в суд для возмещения вреда на сумму 43,9 млн. руб., присуждено по решению суда 34,8 млн. руб. по 10 искам, возмещено по 79 решениям суда 2,6 млн. руб.

2. Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований

Наиболее распространенными нарушениями обязательных требований, совершаемыми в лесах, являются нарушения Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417.

При этом юридическими лицами, их должностными лицами и индивидуальными предпринимателями допускаются нарушения требований лесного законодательства в части несоблюдения правил заготовки древесины, правил пожарной безопасности при осуществлении работ, условий договоров аренды лесных участков и иных документов в соответствии с которыми указанными лицами используются лесные участки.

В целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, Департаментом осуществляются мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с утверждаемой программой профилактики нарушений, в том числе в 2019 году в адрес юридических лиц, индивидуальных предпринимателей были направлены письма разъяснительного характера о необходимости соблюдения требований лесного законодательства, на странице Департамента лесного комплекса Тюменской области Официального портала органов государственной власти Тюменской области размещена информация о результатах осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), нормативные правовые акты, содержащие обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом лесного надзора, в адрес юридических лиц направлено 43 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

С целью недопущения нарушений требований лесного законодательства юридическими лицами, их должностными лицами и индивидуальными предпринимателями рекомендуем обеспечить контроль за соблюдением требований правил пожарной безопасности в лесах, санитарной безопасности в лесах, заготовки древесины и иных нормативных правовых актов.


Создано: 23.07.2019
Дата обновления : 24.07.2019
Источник: Департамент лесного комплекса Тюменской области